Значение слова «Ларионов»

В словаре Энциклопедии

Андрей Николаевич (1889-1963) , российский электротехник, член-корреспондент АН СССР (1953). Основные труды по электрическим машинам и электроприводу.---Владимир Петрович (р. 1938), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Исследования по низкотемпературной прочности деталей машин и конструкций.---Всеволод Дмитриевич (р. 1928), российский актер, народный артист России (1977). С 1950 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1991 «Ленком»). Дебютировал в кино в 1945 в роли Дика Сэнда в фильме «Пятнадцатилетний капитан». Снимался в фильмах: «Крейсер «Варяг» (1946), «Улица полна неожиданностей» (1957), «Демидовы», «Анна Павлова» (оба 1983), «Защитник Седов» (1988), «Чокнутые» (1992), «Кодекс бесчестия» (1993), в телефильмах: «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Дело Сухово-Кобылина», «Горячев и другие» и др.---Игорь Николаевич (р. 1960), российский спортсмен (хоккей с шайбой), заслуженный мастер спорта (1982). Чемпион Олимпийских игр (1984, 1988), мира (1982, 1983, 1986, 1989), Европы (1982, 1983, 1985-1987, 1989), СССР (1982-89).---Леонид Федорович (1902-73) , российский онколог, академик АМН СССР (1969). Труды по экспериментальной онкологии. Выдвинул адаптационно-дистрофическую теорию развития злокачественных опухолей. Работы по экспериментальной индукции опухолей канцерогенными веществами, химиотерапии рака. Создал ряд противоопухолевых препаратов. Государственная премия СССР (1951).---Михаил Федорович (1881-1964) , российский живописец. С 1915 в Париже. Пейзажи в духе импрессионизма и фовизма, примитивистские композиции («Отдыхающий солдат», 1911). Создал т. н. лучизм (вариант абстрактного искусства).---Михаил Федорович (22 мая 1881 , Тирасполь Херсонской губернии - 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция), российский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русских авангардистов конца 1900-х - начала 1910-х гг. Сын военного фельдшера, Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное училище в Москве. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910; педагогами его были И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, С. В. Иванов. До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Н. С. Гончаровой. С 1905 Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную С. П. Дягилевым, где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале «Золотое руно», где впервые в России опубликовал работы Ван Гога, Гогена и Сезанна. В 1907-12 Ларионов писал картины, основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия «Парикмахеры», 1907 и др.). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни. Ларионов был истинным вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В 1910 он был среди основателей общества «Бубновый валет»; выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку «Ослиный хвост» (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, «Мишень» (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась: "№ 4". Иллюстрировал футуристические книги, преимущественно В. Хлебникова и А. Крученых («Мирсконца», «Старинная любовь», «Помада» и др.). В 1912-14 стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте «Лучизм» (1913) Ларионов провозглашал: «Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника». С началом войны был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 был демобилизован. Приглашенный С. П. Дягилевым в качестве сценографа, уехал в 1915 вместе с Гончаровой за границу, в 1917 поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Оформил множество постановок дягилевской антрепризы: «Русские сказки» А. К. Лядова (1917), «Шут» С. С. Прокофьева (1921), «Байка про лису» И. Ф. Стравинского (1922), «Классическую симфонию» С. С. Прокофьева (1931) и др. С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо, Стравинском. С 1950-х гг., после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.

Поделиться:

Похожие слова