Значение слова «Шемякин»

Поделиться:

В словаре Фасмера Макса

Шемя́кин
суд "пристрастный, продажный с.". Названо на основании рассказа о суде Шемяки (XVII в.), с добавлением моментов из сказок о продажном судье; см. о Шемякине суде Гудзий, Истор. русск. литер. 396 и сл. Этот рассказ распространялся также в виде народн. лубочных картинок. Начиная с Карамзина, образ неправедного судьи Шемяки возводят как к прототипу к галицкому князю Дмитрию Шемяке, который ослепил своего брата, великого князя московского Василия II (1446 г.); см. Соловьев, Ист. России I, 1067 и сл.

В словаре Энциклопедии

Евгений Иванович (р. 1929), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984). Труды по механике горных пород. Государственная премия СССР (1984).---Михаил Михайлович (р. 1943), российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского, 1984-1988, серии: «Туши с натюрмортом», 1986, «Мясник», 1987), серии литографий («Чрево Парижа», 1977, к балетам И. Ф. Стравинского, 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., «Карнавалы Санкт-Петербурга», 1992), скульптурных произведений («Ребекка с маской», 1977, серия «Карнавал Санкт-Петербурга», 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).---Михаил Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве), российский художник. Сформировавшись в среде «неофициального искусства», стал одним из самых популярных в России современных художников.Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк). Становление стиля художникаПетербургский модернизм и петроградский авангард, творчество мастеров «Мира искусства», а с другой стороны - П. Н. Филонова - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма как особого направления в русской изо-культуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему «магически» преображаются (как в цикле «Чрево Парижа», 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего «метафизического синтеза» форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изображений и тотемов, и мотивы из В. В. Кандинского, Ф. Бэкона и современных мастеров.Начиная с «Классической испанской эпиграммы» 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского «неофициального искусства» (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку «Современная русская живопись» в Париже, 1976), издал альманах «Аполлон-77", объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая «метафизические» рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).Литература:М. Шемякин: Нью-Йорк - Москва: Ретроспективная выставка. М., 1989.М. Шемякин: Галерея «Дом Нащокина»: Каталог выставки. М., 1994.М. Н. Соколов---Михаил Михайлович (1908-70) , российский химик, один из основоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969). Организатор и первый директор (с 1959) Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина). Труды по химии природных соединений (антибиотики, витамины и др.).

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

шемя́кин,
шемя́кина,
шемя́кино,
шемя́кины,
шемя́кина,
шемякиного,
шемя́киной,
шемя́кина,
шемякиного,
шемя́киных,
шемя́кину,
шемякиному,
шемя́киной,
шемя́кину,
шемя́киным,
шемя́кин,
шемя́кину,
шемя́кино,
шемя́кины,
шемя́кина,
шемякиного,
шемя́кину,
шемя́кино,
шемя́киных,
шемя́киным,
шемя́киной,
шемя́киною,
шемя́киным,
шемя́киными,
шемя́кином,
шемя́киной,
шемя́кином,
шемя́киных

Поделиться:

Похожие слова